Визуальная коррекция фигуры - 2. Иллюзии зрительного восприятия.
Поэзия моды в создании иллюзии.

Коко Шанель

В стремлении усовершенствовать формы или пропорции тела, скорректировать фигуру, сделать ее визуально стройнее, выше модельеры создают иллюзию зрительного восприятия в одежде, добавляют линии, цветовые пятна, расставляют акценты в тех местах, где это выгодно подчеркнет или создаст нужную форму, соответствующую современным понятиям моды.

Оптическая иллюзия — это всего лишь обман наших глаз. Изображение изначально присутствует не только в образе, картине, иллюстрации, но и в нашем мозге, в наших глазах, а наше зрение подчиняется законами оптики. Изучив эти законы, ими можно удачно управлять.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Оптическое искусство (англ. ор art, сокращ. от optical art), как направление художественного выражения получило широкое распространение в 1960 годах ХХ века. Художники оп-арта использовали различные оптические иллюзии, базируясь на восприятии плоских и пространственных геометрических фигур. Эту оригинальную стилистику первыми использовали в своих коллекциях Андре Курреж, Мэри Куант, Лари Олдрич.

Зрительные иллюзии не только помогают визуально корректировать фигуру, но и создавать гармоничный и эстетичный образ в целом. Предлагаю познакомиться с основными законами зрительного восприятия, которыми легко можно пользоваться и создавать выверенные грамотные комплекты.

Иллюзия вертикалей, горизонталей и диагоналей.

Вертикаль кажется больше равновеликой горизонтали и, соответственно, зрительно вертикальная линия стройнит и вытягивает силуэт, а горизонтальная линия делает фигуру ниже и шире. Диагональные полосы – они создают ощущение динамики, движения и визуально удлиняют фигуру. Диагональная линия, стремящаяся к вертикали, работает как вертикаль; диагональная линия, стремящаяся к горизонтали, работает как горизонталь. О применении этой иллюзии я подробно рассказывала в предыдущей статье. А сейчас идем дальше, впереди нас ждет множество интересных фокусов.

Иллюзия заполненного пространства.

Согласно этой иллюзии, заполненное расстояние кажется больше, чем равное ему незаполненное. Прямоугольник, заполненный поперечными полосами, кажется выше и уже, чем прямоугольник с продольными полосами.

Наш глаз видит повторяющийся ритм и, как бы достраивает его в направлении движения. Таким образом, частые вертикальные полосы увеличивают видимую ширину, а горизонтальные, наоборот, вытягивают. В то же время редкие вертикальные линии могут визуально уменьшить ширину и увеличить высоту, а редкие горизонтальные сделать фигуру шире.

То есть, мы можем сделать вывод, что горизонтальная полоска может стройнить, если эти полосы достаточно многочисленны, но не сливаются.
Еще один нюанс работы данной иллюзии заполненного пространства: если фигура заполнена горизонтальными полосами и при этом снизу и(или) сверху ограничена темными полосами, она кажется выше, если светлыми, то действие обратное.
Иллюзия заполненного пространства работает не только с полосами, но и с любым принтом. Одежда, заполненная рисунками, визуально занимает больше «площади», чем однотонные вещи. Соответственно, в тех зонах, которые Вы хотели бы сделать визуально более аккуратными и изящными, стоит выбирайть однотонные вещи, а там, где необходимо добавить объем, чтобы фигура смотрелась наиболее пропорционально, можно выбрать принтованную вещь.
Иллюзия контраста по размеру.

Контраст – это усиление впечатления восприятия объекта в сравнении с чем-то противоположным.

Иллюзия контраста работает следующим образом - маленькие формы рядом с большими становятся еще меньше, следовательно — большая форма, окруженная малыми, выглядит еще внушительнее. При дизайне костюма этой иллюзии отводится почетное место. Голова в большой шляпе покажется меньше, тонкая шея, обрамленная широким вырезом, станет только тоньше, а сильно стянутая талия в сочетании с широкими бедрами — лишь увеличит бедра.

Именно поэтому важно подбирать аксессуары пропорционально Вашему телу, иначе есть риск подчеркнуть то, что не является достоинством. Например, миниатюрная девушка с очень объемной сумкой будет казаться еще ниже и меньше, широкие запястья способны подчеркнуть слишком миниатюрные часики или тонкие браслеты, тонкие кольца подчеркнут толстые пальцы и т.п.
Иллюзия цветовых контрастов.

Эта иллюзия довольна проста. Смысл ее состоит в том, что при делении комплекта одежды на разные контрастные цвета, можно добиться эффекта уменьшения объема и вытянутости силуэта. Естественно, самый выигрышный вариант, это деление по вертикали или диагонали, его можно наблюдать, когда левая половина платья светлая, а правая темная, или же когда рукава контрастных цветов, юбка/топ вертикально поделены на контрастные цветовые пятна.
Иллюзия психологического отвлечения.

Наверное, самая известная из всех иллюзий. Если Вы по какой-либо причине хотите скрыть что-то в своей фигуре, то внимание стоит привлекать к другой ее части. Это можно сделать с помощью яркого пятна в одежде или использовать аксессуары, бижутерию, это может быть даже яркий акцент в макияже. Вы привлекаете внимание, ставите акцент на той части фигуры, которая является достоинством, тем самым подчеркиваете выигрышные стороны фигуры и отвлекаете внимание от нюансов внешности, которые хочется оставить без внимания. Иллюзия универсальна и может применяться к любой детали одежды.
Иллюзия незамкнутого контура и иллюзия Мюллер-Ляйера.

Суть иллюзии незамкнутого контура в том, что фигура с незамкнутым контуром кажется выше, а с замкнутым — ниже. Например, водолазка под горло зрительно укоротит не только шею, но и уменьшит рост. А чем больше вырез, тем длиннее кажется шея и более вытянутым силуэт в целом.

Иллюзия Мюллер-Ляйера гласит: расстояние, заключенное между углами или ограничивающими линиями, имеет тенденцию сжаться, казаться меньше, когда линии на концах сближаются и, наоборот, - увеличиться, растянуться, когда указанные линии расходятся.
Значение этой иллюзии очень важно для визуальной коррекции роста. Когда линии, идущие от головы, скошены вниз, а линии, идущие от ног скошены вверх, то фигура кажется короткой. Если же линии, идущие от головы, скошены вверх и наружу, а от ног скошены к низу, мы получим впечатление высоты. Для первой цели, т.е. сокращения высоты, могут послужить шляпа с опущенными полями, обувь с круглыми носами. Увеличению роста способствует шляпа с линиями, направленными кверху, узкие туфли с длинным носом и т.д. Этот же эффект направления линий очевиден и во многих других случаях, например, манжет на рукаве, завернутый назад, укоротит руку, спущенный к низу – удлинит; приподнятый ворот сорочки с расстёгнутыми сверху несколькими пуговицами, прибавит несколько см роста.

Иллюзия подравнивания.

Суть этой иллюзии состоит в том, что если близко рядом находятся предметы разной величины, то различия как бы становятся незаметнее, и предметы уподобляются друг другу – подобное повторяется подобным, линии, размеры, формы. Явление это называют подравниванием или ассимиляцией. Например, квадратный вырез горловины подчеркнет квадратный подбородок, узкий вырез будет в унисон с вытянутыми чертами лица, горизонтальная линия кокетки визуально сделает шире линию плеч и т.п.
Работу этой иллюзии можно наблюдать и в других случаях:

· Одно и то же расстояние, в зависимости от толщины ограничивающих полос, кажется то больше, то меньше. Расстояние между двумя тонкими линиями кажется меньше, чем соседнее, ограниченное линиями потолще. При очень широком окаймлении светлая поверхность как бы отделяется и видится обособленно.

· Образуемая кругами левая граница кажется изогнутой, хотя на самом деле она прямая. Зависит это от стремления левой границы приравняться к линии, образуемой правой стороной кругов.

· Изменение видимой величины прямой линии от углов на ее концах может быть также отнесено к иллюзиям подравнивания. Все три горизонтальные прямые на рисунке одной длины, но чем больше угол, тем длиннее кажется линия. В визуальной коррекции этой иллюзией хорошо "редактировать" горизонтальные особенности, например, ширину плеч или бедер. В частности, если мы сделаем ряд накидок или воротников, то чем больше будет угол, образуемый падающим краем с линии плеч, тем шире будут казаться плечи и наоборот.
Иллюзия переоценки острого угла.

Небольшие расстояния, заключенные между сторонами острых углов, переоцениваются, кажутся большими, чем они есть на самом деле. Большие же расстояние, заключенные между сторонами тупых углов, недооцениваются.

Применение этой иллюзии в одежде достаточно разнообразно.

· Воспользоваться переоценкой острого угла возможно, когда мы желаем визуально сделать одну часть фигуры более широкой.

· Действие треугольного выреза объясняется переоценкой острого угла, его стороны визуально раздвигаются. Это же действие будет работать и на очертания силуэта в целом.

· Роль рисунков на ткани с участием пересекающихся линий. Соответствующее расположение линий придает некоторую стройность и более заметность талии. Если подобный принт расположить в верхней части комплекта, то визуально можно добавить объем груди.

· Линии, идущие от шеи вверх: волосы, поднятые над висками или зачёсанные наверх, шляпа с отогнутыми полями - создают иллюзию более высокого роста и величия.

· Линии, расходящиеся от центра фигуры вверх: "морской" воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, завязанная спереди косынка, на узелок - расширяют верхнюю часть, сужая талию.

· Линии, сходящиеся к центру фигуры: треугольное декольте на платье в союзе с пышной юбкой, Жакет или пальто, застегнутые на одну пуговицу - сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры.
Иллюзия пространственности.

Иллюзия пространственности – это постепенное уменьшение, сжатие рисунка на ткани, плавный переход от крупного принта к более мелкому, словно рисунок, становясь всё меньше и постепенно растворяется. Например, крупная клетка постепенно становиться меньше и как будто уходит в пространство. Та часть фигуры, где расположена крупная клетка, кажется больше и объемнее, чем та, на которой клетка становиться меньше. Если необходимо скрыть какую-либо часть фигуры, не акцентировать на ней внимание, то не следует располагать на ней участки ткани с крупным рисунком. Лучше здесь расположить мелкий узор, который постепенно будет нарастать и переводить внимание на другую часть фигуры.

Благодаря этой интересной иллюзии получается динамичный и легкий образ, создается ощущение перспективы и, тем самым, вытягивается силуэт, приобретает выигрышные формы.
Игра с иллюзиями — это как театр, где дизайнер-творец заставляет зрителей поверить и принять извращенную реальность, увидеть привычные вещи с необычной стороны. Ритмичные повторения, извивающиеся линии, тональные и цветовые контрасты, слияния и парения, эффекты пространственного перемещения невероятным образом создают новые формы и завораживают взгляд.

Не существует универсальных правил для всех, как и не существует двух одинаковых людей, но, когда Вы знакомы с индивидуальными особенностями своей фигуры, всегда проще найти путь к своему уникальному стилю. А, зная, как работают некоторые правила, можно выстраивать свои идеальные, гармоничные, стильные образы.
P.S. Если у Вас есть желание найти индивидуальное стилевое решение и правильно проявить его в одежде, прическе и макияже – я всегда к Вашим услугам!

Комплексные услуги для Вас.

Продолжение следует! В следующей статье читайте про особенности и принципы коррекции мужских силуэтов.



В статье использованы материалы из книги С.Н. Беляевой-Экземплярской «Моделирование одежды по законам зрительного восприятия»